Оценка профессиональных рисков: рекомендации Минтруда 2022Оценка профессиональных рисков: рекомендации Минтруда 2022
Во исполнение норм ст. 218 ТК РФ Минтруд России приказом № 796 от 28.12.2021 утвердил Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.
Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 г.
Он не подлежит регистрации в Минюсте, так как не является НПА и не включает в себя обязательных требований.
Это означает, что:
- применять или не применять Рекомендации Минтруда по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков решает сам работодатель;
- соблюдение требований приказа Минтруда России № 796 от 28.12.2021 не имеют права проверять во время проведения мероприятий и контроля (надзора);
- невыполнение Рекомендаций не влечёт за собой привлечения работодателя к административной ответственности.
Работодатель вправе:
- использовать иные обоснованные способы и методы;
- разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.
Рекомендации содержат:
- критерии для выбора метода оценки уровня профессиональных рисков;
- описание применяемых методов;
- процесс и этапы выбора метода оценки;
- примеры оценочных средств.
Приведенные в рекомендациях методы оценки профессионального риска сгруппированы по следующим основаниям:
Методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса – самые простые по использованию, не требующие специальных знаний, позволяющие обеспечить соблюдение базовых требований безопасности при малой численности персонала и количестве рабочих мест и при отсутствии оборудования, способного причинить вред здоровью значительного количества работников.
Наиболее распространённые методы оценки профессиональных рисков – простые в использовании и не требующие специальных знаний методы, которые рекомендуется использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности, и которые наиболее широко используются в практике предприятий Российской Федерации.
Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем – методы, которые рекомендуется использовать для оценки рисков в отношении отдельных наиболее опасных производственных процессов или оборудования (в том числе объединенного в технологическую цепочку).
Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов – методы, используемые для оценки рисков отказа ключевого оборудования и для оценки рисков, связанных с обеспечением безопасности определенного вида продукции.
Иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков – методы оценки рисков, не связанные с эксплуатацией оборудования и травмированием работников, которые рекомендуется использовать для оценки различных аспектов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья работников.
Причем, третья и четвёртая группы методов непосредственно не связаны с опасностью травмирования работников и их рекомендуется использовать для оценки рисков отказа или сбоя в работе оборудования.
Методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса:
1. Контрольные листы;
2. Матричный метод.
3. Наиболее распространенные методы оценки риска:
4. Матричный метод на основе балльной оценки;
5. Анализ «галстук-бабочка» (Bow Tie Analysis).
Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем:
1. Анализ причинно-следственных связей;
2. Метод анализа сценариев;
3. Метод анализа «дерева решений»;
4. Метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis);
5. Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надёжности.
Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов:
1. Анализ опасности и критических контрольных точек;
2. Исследование HAZOP.
3. Иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков:
4. Структурированный метод «Что, если?» (SWIFT);
5. Метод анализа влияния человеческого фактора (HRA – Human Reliability Assessment);
6. Оценка риска получения профессионального заболевания;
7. Анализ эффективности затрат (анализ «затрат и выгод»).
Рекомендована пошаговая процедура разработки и реализации мер управления профессиональными рисками:
Шаг 1. По результатам оценки уровня профессиональных рисков оформляется перечень (реестр) рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска.
Шаг 2. Рассматриваются меры управления профессиональными рисками (меры снижения уровня профессиональных рисков или контроля уровня профессиональных рисков).
Шаг 3. Разработка мер управления профессиональными рисками и составление плана мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Шаг 4. Повторная оценка уровня профессиональных рисков после реализации указанных в предыдущем шаге мероприятий по управлению профессиональными рисками.