Оценка профессиональных рисков: рекомендации Минтруда 2022Оценка профессиональных рисков: рекомендации Минтруда 2022

Во исполнение норм ст. 218 ТК РФ Минтруд России приказом № 796 от 28.12.2021 утвердил Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.

Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 г.

Он не подлежит регистрации в Минюсте, так как не является НПА и не включает в себя обязательных требований.

Это означает, что:

- применять или не применять Рекомендации Минтруда по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков решает сам работодатель;

- соблюдение требований приказа Минтруда России № 796 от 28.12.2021 не имеют права проверять во время проведения мероприятий и контроля (надзора);

- невыполнение Рекомендаций не влечёт за собой привлечения работодателя к административной ответственности.

Работодатель вправе:

- использовать иные обоснованные способы и методы;

- разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

Рекомендации содержат:

- критерии для выбора метода оценки уровня профессиональных рисков;

- описание применяемых методов;

- процесс и этапы выбора метода оценки;

- примеры оценочных средств.

Приведенные в рекомендациях методы оценки профессионального риска сгруппированы по следующим основаниям:

Методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса – самые простые по использованию, не требующие специальных знаний, позволяющие обеспечить соблюдение базовых требований безопасности при малой численности персонала и количестве рабочих мест и при отсутствии оборудования, способного причинить вред здоровью значительного количества работников.

Наиболее распространённые методы оценки профессиональных рисков – простые в использовании и не требующие специальных знаний методы, которые рекомендуется использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности, и которые наиболее широко используются в практике предприятий Российской Федерации.

Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем – методы, которые рекомендуется использовать для оценки рисков в отношении отдельных наиболее опасных производственных процессов или оборудования (в том числе объединенного в технологическую цепочку).

Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов – методы, используемые для оценки рисков отказа ключевого оборудования и для оценки рисков, связанных с обеспечением безопасности определенного вида продукции.

Иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков – методы оценки рисков, не связанные с эксплуатацией оборудования и травмированием работников, которые рекомендуется использовать для оценки различных аспектов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья работников.

Причем, третья и четвёртая группы методов непосредственно не связаны с опасностью травмирования работников и их рекомендуется использовать для оценки рисков отказа или сбоя в работе оборудования.

Методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса:

1. Контрольные листы;

2. Матричный метод.

3. Наиболее распространенные методы оценки риска:

4. Матричный метод на основе балльной оценки;

5. Анализ «галстук-бабочка» (Bow Tie Analysis).

Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем:

1. Анализ причинно-следственных связей;

2. Метод анализа сценариев;

3. Метод анализа «дерева решений»;

4. Метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis);

5. Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надёжности.

Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов:

1. Анализ опасности и критических контрольных точек;

2. Исследование HAZOP.

3. Иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков:

4. Структурированный метод «Что, если?» (SWIFT);

5. Метод анализа влияния человеческого фактора (HRA – Human Reliability Assessment);

6. Оценка риска получения профессионального заболевания;

7. Анализ эффективности затрат (анализ «затрат и выгод»).

Рекомендована пошаговая процедура разработки и реализации мер управления профессиональными рисками:

Шаг 1. По результатам оценки уровня профессиональных рисков оформляется перечень (реестр) рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска.

Шаг 2. Рассматриваются меры управления профессиональными рисками (меры снижения уровня профессиональных рисков или контроля уровня профессиональных рисков).

Шаг 3. Разработка мер управления профессиональными рисками и составление плана мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Шаг 4. Повторная оценка уровня профессиональных рисков после реализации указанных в предыдущем шаге мероприятий по управлению профессиональными рисками.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения